Как не бояться отвечать у доски

Как не бояться отвечать у доски

Переходный возраст преломляет всю систему ценностей, потребностей, интересов ученика, делая ценностным ориентиром взаимоотношения со сверстниками. В младшей школе дети больше боялись строгого учителя или возможности получить плохую отметку. Взрослея, подросток, отвечающий у доски, уже больше озадачен тем, чтобы не выглядеть нелепо в глазах наблюдающих одноклассников.
Часто публичные выступления становятся испытанием на стойкость нервной системы: особо робкий подросток теряет способность внятно говорить, краснеет или бледнеет, забывает выученный материал. Что же нужно делать, чтобы в момент выступления перед классом земля не уходила из-под ног, а ответ всё больше напоминал грамотную спокойную и логичную речь?

Эмоциональная подготовка

1. Развитие положительной самооценки. Положительное отношение к себе развивает уверенность и препятствует появлению разрушительных мыслей.

Способы повышения самооценки:
а) вместе с родителями или учителем составить список положительных качеств и напоминать о них, подкрепляя похвалой;
б) интересоваться отношением к чему-либо, спрашивать совета, одобрения, демонстрируя этим ценность и значимость мнения подростка;
в) чаще говорить комплименты, приятные, ласковые слова;
г) интересоваться и беседовать о школьной и личной жизни ученика;
д) позволять проявлять инициативу и принимать решения;

Запрещается унижать, ругать и оскорблять! Робкий подросток может стать ещё более закомплексованным.

2. Доброжелательная публика. В классе обязательно есть люди, доброжелательно настроенные. Большинство ребят не смотрят, насколько смешно или прилежно выглядит выступающий, ведь они также ожидают своей очереди отвечать.

Практика публичных выступлений

Залог успешного преодоления страха выступления у доски – систематическая тренировка. Стоит использовать любые возможности устного ответа, чтобы овладевать необходимыми навыками. Существует ещё несколько важных условий, позволяющих повысить успешность выступления.
1. Домашняя подготовка. Подготовленный заранее материал – это условная лестница, позволяющая уверенно подниматься к цели, не падая, не путаясь и не оглядываясь в поисках очередной ступени. Можно составить ориентировочную структуру ответа и продумать возможные дополнительные вопросы.
2. Грамотная речь с размеренным темпом и достаточной громкостью, исключающая оговорки и «слова-паразиты».
3. Дружеский взгляд, направленный в класс, но никак не в потолок или в пол. Можно визуально выбрать положительно настроенного ученика, словно обращаясь к нему.
4. Контроль своей пантомимики. Все нервозные движения руками, ногами, зажатость лицевых мышц считываются аудиторией в разы быстрее, нежели сам текст выступления.
5. Понимать истинное значение оценочной отметки. Это только контроль полноты знаний изучаемого предмета. Оценка не является показателем личностных качеств и не унижает школьника в целом.

Как развивать красивую речь?

Существуют посильные и доступные способы, с которыми может справиться сам школьник без помощи преподавателя риторики:
1. Контроль ошибок. Запись устных проб на диктофон для дальнейшего прослушивания. Так удастся услышать не только свои ошибки, но и узнать, как в целом воспринимается выступление со стороны.
2. Стихотворения. Выразительное и эмоциональное чтение стихов со сложными речевыми оборотами. Можно использовать в форме групповой игры в кругу друзей, предлагая поочерёдно их декламировать.
3. От меньшего к большему. Тренировать умение публичных выступлений, начиная с небольших групп (круг семьи, друзей), постепенно переходя на большие аудитории и незнакомых людей.

Один комментарий

  1. На самом деле, есть очень наглые бесталанные люди, которые совсем не стесняются и петь на сцене, и играть в кино, совершенно не имея никаких талантов. А есть много талантливых людей, очень стеснительных. Это нормально. Очень часто бывает, что всё забылось на нервной почве, а когда надо — вспоминается. На самом деле, наглость многим помогает. В любом случае, лучше стараться отвечать публично почаще, превозмогать стеснение, потому что в жизни придётся это делать, но в старшем возрасте гораздо труднее себя перенастраивать. Лучше приучать себя сейчас — всё равно пригодится в жизни — и на работе, и в жизни. Не всегда получается быть спокойным и уверенным в себе. Нужна практика публичных выступлений. Согласен, оптимизм не помешает, только он не обязательно поможет при выступлении. Конечно, лучше себя лишний раз не третировать и не расстраивать по пустякам, потому что люди зачастую попусту себя заставляют нервничать, придумывать виртуальные неудачи.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code